Господдержка знаменитого оркестра явно недостаточна
Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» - один из лучших в мире музыкальных коллективов, собравший репертуар славянской музыки и почти полвека исполняющий её на самом высоком профессиональном уровне – воспитывая, укрепляя, буквально исцеляя своих многочисленных слушателей.
Создатель оркестра - народный артист СССР, академик РАЕН, кавалер государственных и общественных наград, профессор Анатолий Полетаев убеждён: «Русский народ – это не только лапти и сарафаны. Но это ещё Невский и Суворов, Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Ломоносов и Менделеев, Циолковский и Чижевский, Курчатов и Королёв, Жуков и Гагарин... Это высший уровень науки, это люди, первыми вышедшие в космос. А для того, чтобы народ выживал, ему необходимо достоинство, самосознание и понимание ценности того, что он русский. Чтобы человек стал зрелым, осознающим себя патриотом, ему нельзя обойтись без того, что является достижением всей планеты: это русский характер, русский интеллект, русская изобретательность, русская находчивость и русский гуманизм, русское свободолюбие, добромыслие и добросердечие. Эти свойства нельзя потерять, их надо сохранять и укреплять. Для этого нельзя быть только просителем или жаловаться на врагов.
Надо в первую очередь бороться с самими собой: со своими недостатками, своими пороками. Надо себя упрекать в том, что мы стали слабее, стали глупее, позволяем садиться врагам нам на шею и уничтожать нас.
Чтобы с этим бороться, человек должен понимать, какие ценности ему сохранять. Вот этим занимается и музыка, если она настоящая».
Этим занимается и оркестр «Боян».
За многие годы работы оркестру «Боян» слушатели аплодировали стоя: в Японии и Германии, Англии и Скандинавии, Болгарии и Чехословакии, Польше и Тайване…
Нынешний год оркестр «Боян» отметил концертами, посвящёнными 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина, исполнив его произведения, положенные на музыку великими русскими композиторами и ставшие концертными шедеврами. Православная молитва Ефрема Сирина «Отцы-пустынники» в стихотворном изложении Пушкина на музыку Анатолия Полетаева для солистов хора и оркестра пользуется большим успехом у публики. Православно-патриотическая оратория «Русь Святая» композитора была с триумфом исполнена в переполненном зале Московского международного дома музыки.
А. Полетаев и его оркестр имеют сертификат Международного агентства рекордов и достижений, полученный на основе подтверждения целебного биоэнергетического воздействия на слушателей. Исследования были проведены медицинской лабораторией Федерального Центра Минздравсоцразвития РФ. Доктор биологических наук С.В. Зенин выявил, что музыка, исполняемая оркестром «Боян», благотворно влияет на здоровье людей. После концертов знаменитого оркестра многие слушатели избавляются от разных недугов. Звучание музыки проникает в организм на уровне клетки, поэтому даже глухонемые могут отличать, какая музыка им нравится, какая нет. К Анатолию Полетаеву не раз обращались люди, которые приходили на концерты его оркестра с повышенной температурой, а уходили с нормальной. «Дело всё в том, – объясняет профессор Полетаев, – что есть в природе диссонанс (разрушение), а есть консонанс – закономерная гармония и созидательная энергия, дающая не только эстетическое чувство, но и здоровье».
Полетаев убеждён в том, что оркестр «Боян» имеет эксклюзивное право на существование, поскольку в отличие от оркестров Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева, Владимира Спивакова, Павла Когана, Юрия Башмета и других, он уже 45 лет сочетает симфонические инструменты с русскими народными – для расширения палитры национального репертуара.
Президент России всё чаще в своих выступлениях говорит о том, что сегодня нам необходимо сохранять национальные традиции, но чиновники не торопятся помогать выдающемуся оркестру, которым гордилась бы любая другая страна.
Оркестру «Боян» нет аналогов в мире!
Однако, в отличие от десятка других оркестров, «Боян» не имеет ни президентских грантов, ни спонсоров, ни иноземных диаспор или банков, которые могли бы оказать ему помощь. Ансамбль «Россия» получает государственную дотацию в два раза больше, чем оркестр «Боян», при коллективе вдвое меньше. Почему же дискриминируют русский «Боян»? До 2005 г. штатных единиц в оркестре было 102, из них музыкантов 71, а нынче осталось не более 35 музыкантов. Профессионалы оркестра вынуждены уезжать заграницу, где их профессионализм востребован, и они получают от 2 до 7 тысяч евро в месяц, когда в оркестре «Боян» долгое время была зарплата от 6 до 12 тысяч рублей, а нынешняя зарплата, после сокращения численности оркестра наполовину, составляет 24 тыс. рублей.
Создатель оркестра А. Полетаев официально снят с должности художественного руководителя, должность вычеркнута из Устава оркестра, а нынешнего директора И.С. Шрамкова на днях увольняют, как он сам говорит, за то, что не смог сократить оркестр на три четверти, как требовали…
Сегодня оркестр лишён возможности зарубежных гастролей, не увидим мы этот музыкальный коллектив и по отечественному телевидению.
Благодаря профессионализму и опыту Анатолия Полетаева оркестр приспосабливается к работе «на военном положении». Концерты «Бояна» проходят в различных культурных центрах Москвы, оркестр много лет является украшением Международного форума славянских искусств «Золотой Витязь», с коллективом выступали десятки выдающихся исполнителей, ведущие солисты Большого и других театров.
Сегодня стоит вопрос о количественном и качественном возрождении уникального экспериментального оркестра «Боян». В России, особенно в Москве, у «Бояна» армия поклонников – любителей русской музыки, но это простой народ, не обладающий ни властью, ни деньгами.
А государство не может или не хочет финансировать этот оркестр на равных, конкурентно-справедливых условиях с другими московскими академическими оркестрами, получившими и президентские гранты, и другие виды поддержки.
Олигархи готовы спонсировать звёзд шоу-бизнеса, но кто же поддержит всемирно признанный, любимый нашим народом оркестр?
Ирина Ушакова