2014: черные дни календаря

14.01.2015 20:18

2014: черные дни календаря

2014: черные дни календаря

День российской журналистики: одним – праздник, другим – траур

Фонд защиты гласности подвел итоги мониторинга за 2014 год. В регионах Юга России выявлено почти сорок фактов давления на независимую прессу – это нападения, избиения, изъятия тиража...

Действенной реакции от властей СКФО ждут не только журналисты, но и мировые правозащитные организации, в частности «Репортеры без границ».  

Поздравления с тяжелым сердцем

Вчера страна отметила День российской печати. Традиционно в этот день губернаторы проводят встречи с журналистами – но на сей раз традицию пришлось прервать, по крайней мере, на Северном Кавказе.

В первый рабочий день Нового года, 12 января, все северокавказские главы (за исключением Рамзана Кадырова) отправились в Махачкалу на встречу с полпредом Сергеем Меликовым. Пробыли в республике они два дня, посетив помимо Махачкалы (Музей дружбы народов России, этнобутик «Дагестан») также Дербент (Джума-мечеть, крепость Нарын-кала, Дербентский завод игристых вин).

Для глав провели презентацию инвестиционных проектов Дагестана, а следующая такая встреча состоится в марте. Где именно, пока неизвестно. Но в течение года Меликов предложил посетить с совместными визитами все регионы СКФО.

Отбыл в Дагестан и ставропольский губернатор Владимир Владимиров, который должен был вчера провести торжественный прием журналистов (приглашения разослали еще в канун Нового года). Но в его отсутствие привечала коллег вице-премьер Ольга Прудникова – сама в недавнем прошлом тележурналист из Омска. Несколько редакторов и авторов получили поздравительные адреса от имени Владимирова.

В других регионах СКФО губернаторы ограничились просто дежурными поздравлениями журналистов с профессиональным праздником. Все, как обычно, – о гражданской позиции, честности, патриотизме...

Так уж совпало, что ко Дню российской журналистики итоги за 2014 год подвел и Фонд защиты гласности (ФЗГ). Уж в его отчете дежурных слов нет – каждая строка выстрадана, за каждым фактом – чья-то жизнь или сломанная судьба. А за год служба мониторинга фонда зафиксировала на территории России 1658 попыток заткнуть рот свободной прессе, в том числе 37 – в регионах Юга.

Неотмщенные смерти

В Санкт-Петербурге был разгромлен Институт региональной прессы во главе с Анной Шароградской.

После изменения законодательства был вынужден уйти из России телеканал CNN International.

По воле собственников были ликвидированы телепередачи «Школа злословия» (НТВ) и «Неделя с Марианной Максимовской» (РЕН).

На фоне экономического кризиса закрылись деловые журналы «Итоги» и «Секрет фирмы».

После увольнения редакторов до неузнаваемости изменились «Русская планета» и «Лента.ru».

В канун Нового года прекратил вещание один из самых известных независимых региональных телеканалов – томский ТВ-2.

За прошлый год в России погибли, по подсчетам фонда, пять журналистов. В ночь с 31 июля на 1 августа при невыясненных до сих пор обстоятельствах в Нальчике погиб Тимур Куашев – правозащитник, блогер, журналист-фрилансер (он сотрудничал с журналом «Дош», информагентством «Кавказский узел» и с «Кавказской политикой»). Гражданское расследование обстоятельств его гибели, проведенное коллегами, дает все основания полагать: Тимура Куашева убили, использовав смертельную инъекцию.

С требованием провести полноценное расследование убийства Куашева к российским властям обратились ведущие правозащитные международные организации, в частности «Репортеры без границ». Однако до сих пор следствие молчит...

«Отсутствие адекватной реакции со стороны властей на неоднократные угрозы смерти в адрес Тимура Куашева равноценно преступной халатности... Его смерть является очередным напоминанием огромной цены независимой журналистики в некоторых республиках Северного Кавказа», – с горечью говорит руководитель «Репортеров без границ» по Восточной Европы и Центральной Азии Йоханн Бир.

Le Figaro, Al Jazeera... Кто следующая жертва

Республики Северного Кавказа в мониторинге Фонда защиты гласности в 2014 году оказывались на удивление редко. Дело, видимо, в том, что журналистское поле здесь уже предварительно «зачищено», и осталась только сервильная пресса, которую и цензурировать не надо.

Тем не менее в сводках фонда можно обнаружить и совершенно вопиющие факты. Например, в мае в Махачкале неизвестные под покровом ночи жестоко избили главного редактора газеты «Медицина Дагестана» Магомеда Абдулаева. В августе было совершено нападение на главного редактора газеты «Дербентские известия» Магомеда Ханмагомедова. Его уже избивали и прежде, а два года назад пытались похитить. Полиция преступников не нашла.

В январе в Буйнакске полицейские задержали шефа российского бюро французской газеты Le Figaro Пьера Арвиля (по официальной версии, при проверке документов у него не оказалось паспорта). Он прибыл в город, чтобы написать статью о вооруженном подполье, а задержали его во время встречи с родственником правозащитницы, обвиняемой в вербовке боевиков («Мемориал» признал ее политической заключенной).

Международный скандал произошел и в Чечне, где 14 декабря, на следующий день после антитеррористического митинга, полицейские задержали двух сотрудников Комитета против пыток. У них была изъята компьютерная техника, а также фотоаппарат, принадлежащий телеканалу Al Jazeera. На сайте самого телеканала об этом инциденте ничего не говорится.

В декабре на неделю приостановила вещание радиостанция «Эхо Москвы – Махачкала»: Роскомнадзор предъявил ей претензии в том, что вещание ведется не из того места, на которое выдана лицензия. В редакции, естественно, придирки связали с политикой: юристы радиостанции выяснили, что ошибка в указании географических координат передатчика тянулась еще с 2008 года, но почему-то Роскомнадзор внимания на это не обращал. В течение недели вещание было восстановлено.

И снова «виновата» Украина

Уже неоднократно фиксировал фонд и печальную ситуацию в Карачаево-Черкесии, где осталась единственная независимая газета – «Черкесск: вчера, сегодня, завтра», которую редактирует один из самых опытных журналистов в республике Людмила Мамхягова.

В 2011 и 2012 годах мэрия Черкесска пыталась выселить редакцию из занимаемых помещений, теперь же к проблемам добавилась еще одна – это отсутствие рынка сбыта. В республике закрываются печатные киоски (их приспособили под продажу пирожков или сигарет, а некоторые просто снесли), ликвидированы два крупнейших почтамта (Карачаевский и Адыге-Хабльский), и при этом «Почта России» постоянно повышает тарифы на доставку...

Подвергалась гонениям независимая газета «Современная Калмыкия», учредитель и редактор которой – Валерий Бадмаев – известный в республике правозащитник и активист партии «Яблоко». В марте на первой полосе газеты было опубликовано «Открытое письмо» заместителя директора Института государства и права Национальной академии наук Украины, профессора Владимира Горбатенко по поводу ситуации вокруг Крыма.

Полиция изъяла весь семитысячный тираж газеты (якобы для экспертизы статьи на предмет экстремизма), а самого Бадмаева доставили в отделение полиции, где он провел ночь – дескать, обматерил на лестничной клетке соседа.

Признаков экстремизма в статье не нашли, и Бадмаев обратился в Элистинский городской суд, требуя компенсации от УМВД по Элисте. Суд первой инстанции вынес решение в его пользу, а вот Верховный суд Калмыкии его отменил.

Отметилась в мониторинге Фонда защиты гласности и Северная Осетия. 12 марта во Владикавказе были задержаны двое журналистов украинского телеканала «1+1» Анна Бока и Павел Бондаренко. Они работали на освещении Паралимпийских игр, а через Владикавказ якобы пытались проехать в Южную Осетию, чтобы сделать репортаж о положении этого частично признанного государства.

О том, что произошло, известно только со слов Анны Бока: якобы, услышав на улице их украинскую речь, полицейский наряд задержал их и доставил в ОВД для выяснения личности и причин приезда. Спустя пять часов тележурналистов отпустили без извинений. Ситуация получила большой резонанс в украинских соцсетях, но официального подтверждения ни у руководства канала «1+1», ни в МВД Северной Осетии не нашла.

Впрочем, на фоне единичных случаев давления в республиках Северного Кавказа поистине ужасающей выглядит ситуация в соседних регионах – Краснодарском крае и Ростовской области. Здесь за год Фонд защиты гласности зафиксировал 24 случая нападения или задержания журналистов – «Кавказская политика» подробнее расскажет об этом завтра. 

Антон Чаблин

Следующая новость
Предыдущая новость

Выбираешь телефон, Айфон даст фору любому флагману В Лысых Горах сгорело кафе В помощь обманутым дольщикам создали новую чиновничью структуру Критерии выбора системного блока Товары для утепления и обогрева домов и квартир

Последние новости